Сегодня, в начале нового
тысячелетия, государством и обществом предъявляются принципиально новые
требования к образованию, к его результатам. Новое понимание образовательных
результатов легло в основу федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС) второго поколения, реализуемых сегодня в системе общего
образования Российской Федерации.
Изменение требований к образованию
неизбежно влечет за собой и изменение требований к учителю. Непрерывное
совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога
является условием и средством обеспечения нового качества
образования: от компетентности педагога – к компетентности ученика.
В Самарской области переход на ФГОС
второго поколения в системе общего образования в экспериментальном режиме начался
в 2010 году, в массовом режиме – в 2013 году. Массовый переход всех школ области
на работу по новому стандарту потребовал подготовки большого числа
руководителей и учителей в довольно короткие сроки к работе в новых условиях,
что актуализировало необходимость поиска качественно новых форм повышения
квалификации и методического сопровождения работников образования.
Формирование
ключевых предпосылок подготовки педагога к внедрению ФГОС и разработка модели
психолого-педагогического сопровождения педагогов - одно из необходимых
направлений методической службы школы.
Одним из
важнейших направлением работы методических объединений является сопровождение
деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС. В связи с этим возрастает
роль методических объединений учителей как инстанции, куда педагогу можно
обратиться за помощью и которая обеспечивает повышение квалификации и
формирование педагогического опыта деятельности в условиях ФГОС на рабочем
месте.
Основные задачи, стоящие перед педагогами методического объединения являются следующие:
•
развитие профессионализма
педагогических кадров;
•
выявление, обобщение и распространение
наиболее ценного опыта в условиях внедрения Стандартов нового поколения;
•
создание педагогами собственных
методических разработок для обеспечения образовательного процесса.
• разработка и
обсуждение рабочих программ учебных предметов .
В соответствии с рекомендациями «
Об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования» (письмо
Минобразования от 09.03. 2004 № 03-51-48ин/42-03) основными ннаправлениями деятельности методической
службы являются:
1. Аналитическая деятельность
2. Информационная деятельность
3. Организационно- методическая
деятельность
4. Консультационная деятельность
5. Экспертная деятельность
6. Управленческая деятельность
7. Образовательная деятельность
Рассмотрим каждое из предложенных направлений.
Аналитическая
деятельность осуществляется через:
• Мониторинг профессиональных затруднений
учителей по ФГОС;
•Мониторинг обеспечения образовательного
учреждения материалами, учебниками, учебно-методической литературой;
•Мониторинг прохождения курсовой подготовки
учителями по реализации Стандарта второго поколения.
Информационная деятельность
осуществляется через:
·
Подбор, систематизация,
распространение информационных материалов о ФГОС НОО и технологиях его
реализации.
·
Информирование о
перечне учебной и учебно-методической литературы и оборудования, для реализации
ФГОС основного общего образования.
Осуществляя данную деятельность МО необходимо
создавать библиотеку методической службы. Особое внимание необходимо уделить
формированию банка ситуативных задач для проверки предметных результатов.
Наиболее продуктивным в плане достижения и отслеживания результатов освоения
программы по учебному предмету является использование заданий, содержащих
описание реальных ситуаций, например, совершение покупки в магазине; вклад в
банке; туристический поход и т.д. Такого типа задач ещё очень мало в
существующих учебных пособиях, но они дают возможность ученику оценить значение
изучения данного предмета для его жизнедеятельности, а учителю –
проконтролировать усвоение целых групп как предметных, так и межпредметных
умений.
Организационно-методическая деятельность осуществляется
через проведение заседаний методических объединений.
Методическая
работа по реализации ФГОС включает :
•ознакомление с нормативно правовыми
документами по введению ФГОС является
первоочередной задачей МО. Это изучение документов и материалов,
сопровождающих введение ФГОС в основную школу: фундаментальное ядро содержания
общего образования, ФГОС основного общего образования, основной образовательной
программы ОУ и программ по учебным предметам.
•определение планируемых результатов освоения
школьниками основной образовательной программы;
•создание
программы формирования УУД;
•программы
коррекционной работы;
•системы оценки достижений, планируемых
результатов освоения основной образовательной программы;
•изучение основных критериев оценки качества
образовательных программ ;
•ознакомление с особенностями проектирования
программы формирования УУД;
• анализ возможностей конкретных заданий
учебника с точки зрения формирования УУД;
•анализ уроков, разработанных коллегами с
позиций требования ФГОС;
•
разработка собственного урока в
контексте формирования УУД
Функцией методической службы в этой связи
становится разработка
новых критериев к анализу урока, так как урок
рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма
обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения, но урок
по-прежнему остаётся ведущей формой обучения, то есть ведущим элементом аналитической деятельности.
Немаловажно
значение отводится Консультационной
деятельности МО
•По вопросу составления рабочей программы по
предмету;
•По вопросам
требований ФГОС;
•По вопросам
аттестации учителей;
•По подготовке документов для участия в
профессиональных конкурсах;
•По самообразовательной работе учителей,
повышению их профессиональной компетентности
Экспертная
деятельность МО проявляется в следующем:
• Экспертиза основных образовательных программ основного
общего образования МОУ
• Экспертиза продуктов деятельности
межшкольных творческих групп
• Экспертная оценка проектной деятельности учащихся.
Таким
образом, ключевым направлением деятельности методических объединений в 2013 –
2014 учебном году должно стать освоение ФГОС ООО как ведущей инновации основной
школы.
|