Программа элективного курса « Биотехнология вчера и сегодня»
Рекомендовано К использованию в ОУ Самарской области ( Протокол№3 от 8 ноября 2007 года заседания президиума научно- методического экспертного совета МО и НСО)
АВТОР: Кудряшова Валентина Александровна, Домашний адрес: 446960 Самарская область Клявлинский район Ст. Клявлино Ул. Дачная 20 Тел.8(84653)2-18-89
Пояснительная записка.
Элективный курс « Биотехнология вчера и сегодня» предназначен для учащихся 10- 11 классов, которые изучают биологию на базовом уровне (2 ч. в неделю) и для учащихся профильных классов (3 ч. в неделю). Информацию, которую получают учащиеся из учебников « Основы общей биологии» на базовом и профильном уровне является недостаточной, т.к. она не отражает возможности биотехнологии в современном мире. Значение биотехнологии огромно, поскольку с ее помощью решаются серьезные проблемы в медицине, промышленности, сельском хозяйстве. В настоящее время с ее помощью получают десятки дорогостоящих биологически активных веществ, среди них гормоны, ферменты, витамины, антибиотики, лекарства. Биотехнологическим путем получают возобновляемые источники энергии. Наше будущее связывается с развитием белковой инженерии, биоэлектроники, с получением новых стимуляторов роста растений, высокоэффективных лекарственных препаратов. Поэтому дополнительные знания, связанные с биотехнологией, необходимы каждому современному человеку. Содержание курса позволяет учащимся расширить знания об истории возникновения биотехнологии, ее задачах и методах, определить положение среди других биологических наук. Учащиеся познакомятся с необыкновенными возможностями биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, о применении биологических процессов в производстве. Использование разнообразных форм учебно- воспитательного процесса, лабораторных работ, экскурсий позволяет связать изучаемый курс с жизни. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов, лабораторные работы, экскурсии способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.
Курс интегрированный, затрагивает вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с медициной, химией, географией.
Курс рассчитан на 17 часов (из которых: 1ч.- лабораторная работа, 2ч.- экскурсии,9 ч.- лекций, 5ч.- семинаров)
Цель курса: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, промышленности.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач: 1) Сформировать у учащихся научное понимание о развитии биотехнологии, как одного из перспективных направлений современной биологии.
2) Помочь школьникам овладеть современными достижениями биотехнологических процессов в различных отраслях практической деятельности человека.
3) Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой.
4) Углублять интерес к биологическим наукам.
Прогнозируемые результаты: В процессе обучения школьники приобретут теоретические знания: об истории возникновения, специфике и разделах, практических достижений биотехнологии, о роли таких ученых, как Левенгука, Пастера, Биго в развитии биотехнологии, технологии производств на основе микроорганизмов.
Практические знания: о строении бактериальных клеток, их многообразии, строении дрожжей и способах деления, познакомятся с производством пищевых продуктов (хлеба, пива, вина, спирта, сыра)
Приобретут следующие умения: Находить нужный материал, систематизировать дополнительную информацию при подготовке к семинарским занятиям и при подготовке реферата.
Формы контроля учащихся:
1) индивидуальный опрос
2) семинарские занятия
3) тестирование
4) защита реферата
Содержание элективного курса.
Раздел 1. Введение (1ч) Тема 1. Основные понятия биотехнологии (1ч) Введение понятия биотехнология, специфика биотехнологии, задачи биотехнологии в области медицины, сельского хозяйства, промышленности.
Раздел 2. История биотехнологии.(3ч)
Тема 2. Открытие нового мира. (1ч) Научные открытия А. Левенгука и Р. Гука. Пивоварение, хлебопечение, виноделие наших предков. Биологическая сущность процесса брожения (научные исследования Л. Пастера и Ю. Либиха). Гриб Флеминга- открытие пенициллина
Тема 3 Биотехнология 20 века (1ч) Развитие биотехнологии в 20 веке. Биотехнологические и генно- инженерные компании и их разработки.
Тема 4 Выполнение лабораторных работ (1ч) Лабораторная работа 1 « Строение бактериальной клетки» Лабораторная работа 2:» Дрожжи»
Раздел 3. « Генная и клеточная инженерия» (2ч)
Тема 5 « Лестница жизни» (1ч) Строение и функции ДНК.
Тема 6 Генная и клеточная инженерия.(1ч) Генная инженерия- раздел молекулярной биологии и генетики. Методы генной инженерии. Клеточная инженерия
Раздел 4 Биотехнология и сельское хозяйство (2ч)
Тема 7 Биотехнология и растениеводство(1ч). Биотехнологические пути защиты растений от вредителей. Биологические (бактериальные) удобрения.
Тема 8 Биотехнология и животноводство.(1ч) Производство кормовых белков на базе различных микроорганизмов: бактерий, грибов, водорослей. Профилактика инфекционных заболеваний у животных.
Раздел 5 Биотехнология и медицина (2ч)
Тема 9 Биотехнологические разработки в области медицины(1ч) Антибиотики: действие на организм, классификация. Гормоны: соматотропин, инсулин, тироксин- получение, действие на организм. Интерферон- первое лечебное средство против вирусов. Модифицированные интерфероны - достижение генной инженерии. Вакцинация. Ферменты медицинского назначения.
Тема 10 Молекулярная медицина(1ч) Молекулярная медицина- диагностика, лечение, профилактика наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне. Генная терапия.
Раздел 6 Биотехнология и промышленность (4ч.)
Тема 11 Использование биотехнологических продуктов в пищевой промышленности(1ч) Технология производства пищевых продуктов (хлеба, пива, спирта, сыра)
Тема 12 Экскурсия: « Изучение технологии производства пива или хлеба»
Тема 13 Пластмассы, текстильные изделия - в результате деятельности микробов?(1ч) Бактерии в производстве пластмасс и текстильных изделий - технологии и перспективы.
Тема 14 Технологическая биоэнергетика.(1ч) Получение этанола как топлива. Получение метана и других углеводородов. Получение водорода как топлива будущего.
Раздел 8 Биогеотехнология (3ч)
Тема 15 Микроорганизмы в недрах Земли Выщелачивание металлов из руд с помощью бактерий. Очистка сточных вод от нефтяных примесей.
Тема 16 Экскурсия на нефтеперерабатывающий завод: « Изучение технологии очистки воды» .(1ч)
Тема17 Защита рефератов (1ч)
Список литературы. 1 « Биотехнология: что это такое?» Вакула В.Л,, Москва, Молодая гвардия « 1989г.
2 « Биотехнология проблемы и перспективы»- Егоров Н.С., Москва, « Высшая школа» 1987г.
3» Биотехнология: свершения и надежды»- Сассон А, Москва, « Мир» 1987г.
4 «Путешествие в страну микробов» Бетина В., Москва, Мир 1976г.
5 « Охотники за микробами» Де Крюи, Москва, молодая гвардия 1987 г.
6 « Теоретические основы технологии микробиологических производств»- Манаков М.Н.,Победимский Д.Г., М. Агропромиздат 1990г.
7 « Технология микробиологического синтеза»- Яковлев В.И., Л. Химия 1987г.
8 « Новые профессии микробов»- Голомзик А.М., Свердловск Ср-Уральское изд-во 1974г.
9 « Биология в познании человека»- Карпинская Р.С., Москва, Наука 1989г.
10 « Концепция современного естествознания»- Дубнищева Т.Я., Новосибирск, ЮКЗА, 1997г.
11 « Наука и жизнь», №9/2000г. 12 « Наука и жизнь», №3/1999г.