Преобразования, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к качеству подготовки выпускника. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Вместе с тем существует определенная категория детей, которая испытывает трудности в достижении желаемого результата. Возникает противоречие между востребованным уровнем качества образования школьников и его реальным низким уровнем у подавляющей части детей.
Актуальность решения очевидна и это определило тему моей работы: «Способы формирования познавательного интереса, как необходимого условия повышения качества знаний учащихся».
В работе мною используется технология личностно- ориентированного развивающего обучения личности, разработанные И.С. Якиманской, Г.К. Селевко. Данная технология обучения направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей и использование опыта каждого ребенка, на оказание помощи в самоопределении и самореализации. Она направлена на развитие ключевых компетенций учащихся, сохранения здоровья.
Цель работы: повысить уровень качества знаний учащихся
Задачи: - формировать интерес, потребность в творческой деятельности и самообразовании; - обеспечить овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску.
Преобладающие методы обучения, используемые в моей работе, это: объяснительно-иллюстративные и поисковые (исследовательские).
Организационные формы работы: классно-урочная, индивидуальная
Новизна опыта относительна, состоит в организации системы нетрадиционных уроков и учебно – исследовательской деятельности учащихся на них.
Решение поставленных задач осуществляется мною через систему нетрадиционно построенных уроков, которые включают: уроки- лекции, уроки решения исследовательских задач, уроки- консультации, зачетные уроки.
I. На уроках- лекциях я раскрываю новую тему крупным блоком, что экономит время для дальнейшей творческой работы учащихся. Структурные элементы урока- лекции: -обоснование необходимости изучения темы; -проблемные ситуации, анализ этих ситуаций; - работа по изучению нового материала с применением ИКТ; - обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и предлагаются для самостоятельной работы: - сообщение материала, выносимого на зачет; список литературы, дата проведения зачета; - разбор решения ключевых заданий по теме. Работа по обсуждению проблемных ситуаций, разбор ключевых заданий по теме, как правило, проводится в группах.
II. Уроки- решения исследовательских задач. На таких уроках учащиеся проводят поиск решения на поставленные задачи, проявляя творческие способности.
Урок-исследование Основная цель проведения таких уроков - это тренировка в решении заданий по изучаемой теме. Учащиеся, которые проявляют особый интерес к изучению биологии, я предлагаю нестандартные задания, при решении которых требуются дополнительные теоретические и практические исследования. При решении таких заданий учащимся часто бывает необходимым проведение лабораторных или практических заданий. Так при изучении процессов пищеварения в организме человека учащиеся делают лабораторную работу « Действие ферментов слюны на крахмал», « Действие желудочного сока на белки». На данном этапе реализации поставленных задач урока происходит организация учебно- исследовательской деятельности учащихся.
В качестве дополнительных источников информации в разработки таких уроков я включаю элементы практической направленности учащихся, результаты научно- исследовательских работ и проектов. Обучение в составлении таких работ провожу на занятиях ОПД « Исследовательский проект».
III. Уроки консультации, проводятся тогда, когда учащиеся готовят вопросы по заранее заготовленным карточкам. Работа с карточками на консультации состоит в том, что: - задания компонуются в группы по содержанию, методам решения, сложности; - формулируется и решается одно задание, которое обеспечивает знакомство школьников с решением нескольких заданий из разных карточек; - подбираются подобные задания к заданиям из карточек; - определяются источники, в которых содержатся решения отдельных задач или тестовых заданий, включенных школьниками в карточки.
IV. Зачетные уроки, цель которых - организовать индивидуальную работу, постепенно подойти к решению более сложных задач. Зачетные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания, развития. В процессе зачетов организуется проверка знаний сильных учащихся более слабых. Эта форма проверки знаний дает огромные преимущества перед традиционными – опросом у доски и контрольными работами: снимает с учителя заботу о накоплении оценок; на уроках происходит творческое общение; проблемы обсуждаются свободно, можно высказывать любые мысли – плохой оценки не будет. В карточку зачета включаются вопросы теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные способности сдающего. Зачет проводится по каждой теме.
Огромную пользу получает и принимающий зачет: происходит переосмысливание материала, систематизация, сопоставление нового и старого – и тем самым развивается мышление « экзаменатора».
Алгоритм зачета:
1) школьник выполняет индивидуальное задание с карточки;
2) устный отчет однокласснику;
3) объяснение ошибок экзаменатором, если они были допущены;
4) в зачетную карточку принимающий выставляет две оценки: за ответ по теории, за решение заданий;
5) мотивация оценок.
Таким образом, применение нетрадиционных уроков в образовательном процессе способствует решению поставленных задач в моей работе, развитию познавательной, личностной, самоообразовательной, социальной компетенций учащихся.
|