Суббота, 09.11.2024, 21:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кудряшовой В. А.

Главная » 2013 » Декабрь » 13 » Использование индивидуального подхода в преподавании генетики.
17:16
Использование индивидуального подхода в преподавании генетики.

Раздел « Основы генетики» занимает одно из центральных мест в курсе биологии, изучаемом в старших классах. Этот раздел считается одним из самых сложных для изучения. Его содержание включает большое  количество фактического материала, учащиеся осваивают множество новых понятий, учатся решать задачи, рассматривают генетические законы и основные теории. При традиционном подходе к изучению материала генетики в школе задачи по обеспечению понимания каждым учеником основных законов генетики остаются не выполненными.[1] Причины этого заключаются в следующем.

·                   Генетические понятия вводятся по мере изучения отдельных тем. При изучении новой терминологии учащиеся мало обращают внимание на освоение  сути основных закономерностей.

·                   Недооценивается роль генетических задач в понимании законов генетики.

·                   В содержании раздела нет четко структурированной   информации об основных генетических теориях, не выявляется логика возникновения этих теорий и системные связи внутри них.

·                   Учащиеся часто воспринимают генетику как теоретическую науку, не имеющая отношения к современной действительности. Устранить недостатки традиционного подхода к изучению генетики, добиться формирования целостной «генетической картины»  живой природы возможно благодаря использованию модели индивидуального подхода в преподавании генетики, изменения форм деятельности учителя и учащихся[3]. Модель индивидуального подхода в преподавании генетики может быть следующей. 1.Первоначально проводится  контроль исходного уровня знаний. Учащимся  предлагается поучаствовать в беседе или написать сочинение на тему: « Для чего нужна генетика? » или «Что я знаю о генетике? »

2. Предоставление нового материала. Здесь используются  следующие приемы:

- упрощение материала на более понятный для учеников, с использованием личного опыта учащихся, наглядности (таблицы, рисунки, схемы) .

- поэтапное изучение новых понятий (терминов) по принципу:

а) раскрытие основной сущности понятия

б) изучение и выделение существенных признаков понятия

в) установление места понятия в общей системе понятий

В освоении нового материала необходимо использовать  элементы беседы, т.е. задавать  наводящие вопросы, конфликтные ситуации, которые требуют  осмысление материала и способствуют более хорошему усвоению и запоминанию материала. По желанию учащихся можно подготовить доклады о биографии Г.Менделя, Т. Моргана и представить их в начале урока.

3. Закрепление изученного материала и применение его на практике можно осуществить,  используя следующие формы работы:

- Индивидуальные ответы на вопросы (письменно).  Каждому ученику дается  карточка с вопросами, на которые он должен ответить. Вопросы предоставляются разного уровня:

а) сложные, требующие более глубоких знаний

б) средние, требующие применения имеющихся знаний

в) простые, требующие воспроизведения в памяти пройденного материала

Задания предоставляются ученикам в зависимости от их успеваемости.

- общий терминологический опрос учащихся (письменно), с элементами теста и взаимоконтроля.

- решение задач:

а) рассмотрение задач в конце каждого урока

б) решение задач с консультацией учителя

в) выбор задач на оценку

г) самостоятельное решение задач в течение всего урока на оценку

Решение задач контролируется  по такому же принципу, как и индивидуальные вопросы. Каждому ученику даются  задачи в зависимости от уровня сложности.

4. Проверка (контроль) полученных знаний.  Контроль лучше осуществлять в виде  индивидуальной беседы с каждым учащимся  по пройденной главе. Во время беседы остальные учащиеся решают задачи.  В конце урока выставляется  общая оценка за устный опрос и решение задач.

Использование модели индивидуального подхода является эффективным методом преподавания, т.к  у учащихся повышается уровень теоретических и практических знаний. Также необходимо отметить, что деятельность учащихся следует организовать так, чтобы они стали активными участниками процесса познания, заинтересованными в поиске истины. Необходимо освещать вопросы, связывающие генетику с историей, этикой, философией. Знакомство с биографиями крупных генетиков, с историей генетики позволяет   поднять глубокие нравственные и философские проблемы: личность ученого, определившего свое время, роль личности в становлении научной концепции, выбор между наукой и благополучием. При изучении методов генной инженерии и клонирования  становится очевидной связь биологических исследований с такими общечеловеческими категориями, как добро, зло, истина.

Литература.

1. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования.-М.: Просвещение, 1991.- С. 24-26

2. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности. // Психологический журнал, 1986, №4.

3. Рытов Г.Л. Роль личности в педагогическом процессе. Вестник учебно-мегодичес-кото совета СамГУ «Традиционные и новые технологии в учебном процессе». Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. - С. 7-8.

Просмотров: 834 | Добавил: Глобула | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031