Раздел
« Основы генетики» занимает одно из центральных мест в курсе биологии,
изучаемом в старших классах. Этот раздел считается одним из самых сложных для
изучения. Его содержание включает большое
количество фактического материала, учащиеся осваивают множество новых
понятий, учатся решать задачи, рассматривают генетические законы и основные
теории. При традиционном подходе к изучению материала генетики в школе задачи
по обеспечению понимания каждым учеником основных законов генетики остаются не
выполненными.[1] Причины этого заключаются в следующем.
·
Генетические понятия вводятся по мере
изучения отдельных тем. При изучении новой терминологии учащиеся мало обращают
внимание на освоение сути основных
закономерностей.
·
Недооценивается роль генетических задач
в понимании законов генетики.
·
В содержании раздела нет четко
структурированной информации об
основных генетических теориях, не выявляется логика возникновения этих теорий и
системные связи внутри них.
·
Учащиеся часто воспринимают генетику как
теоретическую науку, не имеющая отношения к современной действительности. Устранить
недостатки традиционного подхода к изучению генетики, добиться формирования
целостной «генетической картины» живой
природы возможно благодаря использованию модели индивидуального подхода в
преподавании генетики, изменения форм деятельности учителя и учащихся[3]. Модель
индивидуального подхода в преподавании генетики может быть следующей. 1.Первоначально
проводится контроль исходного уровня
знаний. Учащимся предлагается
поучаствовать в беседе или написать сочинение на тему: « Для чего нужна
генетика? » или «Что я знаю о генетике? »
2. Предоставление
нового материала. Здесь используются следующие приемы:
-
упрощение материала на более понятный для учеников, с использованием личного
опыта учащихся, наглядности (таблицы, рисунки, схемы) .
-
поэтапное изучение новых понятий (терминов) по принципу:
а)
раскрытие основной сущности понятия
б)
изучение и выделение существенных признаков понятия
в)
установление места понятия в общей системе понятий
В
освоении нового материала необходимо использовать элементы беседы, т.е. задавать наводящие вопросы, конфликтные ситуации,
которые требуют осмысление материала и
способствуют более хорошему усвоению и запоминанию материала. По желанию
учащихся можно подготовить доклады о биографии Г.Менделя, Т. Моргана и
представить их в начале урока.
3.
Закрепление изученного материала и применение его на практике можно
осуществить, используя следующие формы
работы:
-
Индивидуальные ответы на вопросы (письменно). Каждому ученику дается карточка с вопросами, на которые он должен
ответить. Вопросы предоставляются разного уровня:
а)
сложные, требующие более глубоких знаний
б)
средние, требующие применения имеющихся знаний
в)
простые, требующие воспроизведения в памяти пройденного материала
Задания
предоставляются ученикам в зависимости от их успеваемости.
-
общий терминологический опрос учащихся (письменно), с элементами теста и
взаимоконтроля.
-
решение задач:
а)
рассмотрение задач в конце каждого урока
б)
решение задач с консультацией учителя
в)
выбор задач на оценку
г)
самостоятельное решение задач в течение всего урока на оценку
Решение
задач контролируется по такому же
принципу, как и индивидуальные вопросы. Каждому ученику даются задачи в зависимости от уровня сложности.
4. Проверка (контроль) полученных знаний. Контроль лучше осуществлять в виде индивидуальной беседы с каждым учащимся по пройденной главе. Во время беседы остальные
учащиеся решают задачи. В конце урока
выставляется общая оценка за устный
опрос и решение задач.
Использование модели индивидуального подхода
является эффективным методом преподавания, т.к
у учащихся повышается уровень теоретических и практических знаний. Также
необходимо отметить, что деятельность учащихся следует организовать так, чтобы
они стали активными участниками процесса познания, заинтересованными в поиске
истины. Необходимо освещать вопросы, связывающие генетику с историей, этикой,
философией. Знакомство с биографиями крупных генетиков, с историей генетики
позволяет поднять глубокие нравственные
и философские проблемы: личность ученого, определившего свое время, роль
личности в становлении научной концепции, выбор между наукой и благополучием.
При изучении методов генной инженерии и клонирования становится очевидной связь биологических
исследований с такими общечеловеческими категориями, как добро, зло, истина.
Литература.
1. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы
школьного биологического образования.-М.: Просвещение, 1991.- С. 24-26
2. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения
специальной теории индивидуальности. // Психологический журнал, 1986, №4.
3. Рытов Г.Л. Роль
личности в педагогическом процессе. Вестник учебно-мегодичес-кото совета СамГУ
«Традиционные и новые технологии в учебном процессе». Самара: Изд-во «Самарский
университет», 2000. - С. 7-8.
|