Среди всех предметов естественнонаучного цикла биология
как учебный предмет располагает
возможностью наиболее полно показать учащимся процесс познания: от наблюдаемых
биологических явлений к формулировке проблемы и далее выдвижению гипотезы,
логическое развитие гипотезы и построение теории, вывод из нее теоретических
следствий, их экспериментальная проверка и практическое применение. Этот
процесс познания не мыслим без применения методов науки, поэтому возникает
необходимость в раскрытии процесса познания с помощью основных методов и
знакомства со структурой и методологическим аппаратом исследования. Уроки
исследования позволяют привить учащимся интерес, почувствовать вкус исследовательской работы,
развивают познавательный интерес. Следует отметить, что понятия урок-
исследование и исследовательская деятельность не тождественны. Понятие
исследовательская деятельность гораздо шире. Урок- исследование ограничен
временными рамками и перед учащимися ставится исследовательская задача, которая
решается к концу урока. В основе учебно- исследовательской деятельности по
биологии (в частности на уроке- исследовании) лежит овладение учащимися техникой
проведения опытов, наблюдений, практических работ. Любая практическая работа, лабораторные опыты
проводятся по инструктивным карточкам. В
подавляющем большинстве пособий по методике обучения биологии после указания
цели работы и ее темы определяется порядок действий наблюдателя. В конце
инструкции учащимся предлагается заполнить таблицу, требующую систематизации и
обобщения полученных знаний. При традиционном построении инструктивной карточки
учащемуся сначала предлагается сделать действие, а затем ответить на вопрос.
Это не всегда согласуется с общей логикой научного исследования, ограничивает
мыслительную деятельность учащихся. На уроках – исследованиях структура
инструкций для учащихся должна быть изменена. Она должна содержать цепочку
познавательной деятельности:
1.
Анализ
фактов на основе проведенных наблюдений.
2.
Постановка
проблемы на основе анализа фактов,
3.
Выдвижение
гипотезы.
4.
Эмпирическая
проверка гипотезы – постановка эксперимента.
5.
Анализ
полученных результатов, теоретические выводы
о справедливости гипотезы, возможные практические применения результатов
исследования.
Научившись
применять такую цепочку в ходе урока исследования, учащиеся приблизятся к
освоению методологии естественных наук.
Проследим, какие
исследования можно провести в
лабораторной работе:
« Утомление при статической работе».
Формулировка проблемы: Занятия в школе, дома приводят к утомлению. Сидение за партой - не
пассивный процесс, а активное состояние мышц, поддерживающих туловище в
определенном положении. Мышцы находятся в статическом напряжении, а это
труднее, чем динамическая работа. В письме участвуют мышцы плеча, предплечья и
мелкие мышцы кисти, которые у школьников недостаточно развиты. Происходит
утомление. Здесь может быть поставлена следующая учебно-
исследовательская задача: « Решите, какая работа, статическая или динамическая
более утомительна? Почему? Докажите экспериментально ваше предположение». При решении такой задачи происходит реализация
сразу пяти этапов учебно- исследовательской деятельности: анализ фактов,
постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проверка и обоснование гипотез и
формулирование выводов.
Ход размышлений
и исследований удобно описывать в таблице:
Результаты
наблюдений
|
Формулировка
проблемы
|
Рабочая
гипотеза
|
Результаты
эксперимента
|
Теоретические
выводы
|
Находясь
в одном и том положении у человека наблюдается утомление мышц.
|
Занятия в школе, дома приводят к утомлению.
|
Если переключаться
с одного вида деятельности на другой,
то утомление проходит.
|
Время
удержания груза одной рукой составляет 3 мин.
|
При статической работе мышечное сокращение не связано с движением частей
тела. При динамической работе утомление наступает позже.
|
При проведении
лабораторной работы: ««Определение безусловных рефлексов различных
отделов мозга» в начале урока ставится проблемный вопрос «Можно
ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек?». Для ответа на данный
вопрос предлагается рассмотреть
познавательные задания:
1) Вес мозга И.С.Тургенева –
2012 г, Анатоля Франса – 1017г, а у Луи Пастера, как показало вскрытие, после
перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите
ваше мнение.
2) У слона самый большой
мозг, но он не самое «умное» животное, так как важно соотношение веса мозга к
весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь
человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?
Выскажите ваше мнение.
Учащиеся приходят к выводу, что
ответ кроется в строении мозга человека и важно знать функции разных отделов
мозга. Работа организуется в парах: один
ученик – испытуемый, другой – исследователь.
Обучающиеся работают по инструктивной карточке, где указаны действия
каждого из них (первая и вторая колонки выше представленной таблицы). В ходе
выполнения работы они заполняют графу «Что наблюдали?». Для того, чтобы сделать
вывод и ответить на вопрос: «Какой отдел ЦНС действовал?», учащиеся должны
изучить материал параграфа. В
заключение урока подводятся
итоги работы.
Таким образом, оценивая
приведенные выше аргументы, можно
сказать, что учебный предмет « Биология» имеет возможности развития мышления
учащихся через исследовательскую
деятельность.
|