Введение.
Наши
представления о предметах окружающего мира во многом определяются зрительным
восприятием. Однако, с помощью зрительного восприятия мы не можем оценить
объекты, сходные по форме, но отличающиеся размерами. При незначительной
разнице размеров предметы лучше распознаются, если их потрогать, пощупать.
Осязание – это сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при
прикосновении к предметам и осуществлении с ними действий, важный сенсорный аппарат
трудовой деятельности человека. Особенно велика его роль при выполнении
операций, требующих большой точности. Наибольший интерес в современной физиологии занимают
исследования взаимосвязи сенсорных
систем с полушариями головного мозга и
их ассимериями. Именно эти факты и обосновывают выбор темы этой работы и её
актуальность.
Проблема:
учет разностных осязательных порогов с
разными вариантами межполушарной функциональной ассиметриия является
важным условием для упешности обучения.
Степень
изученности проблемы:
В возрастной
физиологии еще недостаточно исследованы сенсорные функции рук и их взаимосвязь
с особенностями функциональной межполушарной асимметрии у детей. В большой мере
изучено осязание, основу которого составляют тактильные и двигательные
сенсорные системы. Менее всего разработаны асимметрии тактильных функций,
играющих значительную роль в осязании [1].
Цель:
изучить взаимосвязь разностных осязательных порогов с ассиметриями мозга
Задачи.
1. Определить
доминирующее полушарие мозга у учащихся разных возрастных групп.
2. Провести
тестирование по определению осязательных функций рук школьников разного
возраста и их зависимость от особенностей функциональной асиметрии больших
полушарий мозга.
3. Провести
сравнение показателей осязательных порогов учащихся с разным зрением.
Гипотеза:
если
провести учет разностных осязательных
порогов с разными вариантами
межполушарной функциональной ассиметриии, то это может являться важным условием
для успешности обучения.
Теоретическая
и практическая значимость работы:
С возрастом при всех вариантах ассиметрии осязательная чувствительность как правой так и левой руки
возрастает. В процессе развития осязательной функции просматривается этапная
тенденция становления функциональной асимметрии. Если учащиеся имеют нарушения
зрения, то осязательная способность рук у них снижена. Эти данные необходимо знать для оптимизации условий обучения в школе.
Время
проведения наблюдений и исследований: сентябрь – январь
2013-2014 г.
Методы
исследования:
1.Экспериментальный.
Проводилось исследование по определению разных
ассиметрий головного мозга и разностных осязательных порогов учащихся разных возрастных групп с разным
зрением.
2.Сравнительный.
Проводилось
сравнение разностных осязательных порогов
учащихся разных возрастных групп с разным зрением и их
связь с функциональными ассиметриями
больших полушарий мозга.
3. Анализ литературы.
Объекты
исследования: учащиеся школы разного возраста(13-14
лет и 15- 16 лет) Методика исследований. 1) Первоначально
нами были определены функциональные ассиметрии мозга учащихся. Для этого
использовали метод определения доминирующего полушария мозга по методике Н.Н.
Брагиной и Т.А. Доброхотовой (см.
Приложение). Все
проявления асимметрии рассматриваются в трёх совокупностях: моторной,
сенсорной, зрительной асимметриях. На
основании результатов полученных при анкетировании и выполнении проб по каждому
типу асимметрии подсчитывается коэффициент латерализации признака по следующей
формуле [1]: Кпр = (Еп-Ел)/(Еп+Ел+Ео) х 100%, где Кпр – коэффициент правой руки; Еп – количество действий,
выполняемых правой рукой; Ел – количество действий,
выполняемых левой рукой; Ео
– количество, действий выполняемых, правой и левой рукой в равной степени. Аналогично
вычисляется коэффициент для ведущих ноги, глаза, уха и глаза. Если коэффициент
латерализации признака больше +15, это говорит о преобладании правой функции,
меньше –15 – преобладает левая функция. Если он находится в интервале от –15 до
+15, значит испытуемый – амбидекстр по данной функции. На
основании значений коэффициентов асимметрий формируется профиль латеральной
организации по схеме: мануальное предпочтение – слуховое предпочтение –
зрительное предпочтение (каждый вариант асимметрии характеризуется определенным
сочетанием буквенных обозначений, где П – преобладание правых функций над
левыми, А – их равенство, Л – преобладание левых функций над правыми: например,
тип праворукий – правоухий – правоглазый обозначается как ППП. По
соотношению трех видов асимметрий, по этой схеме теоретически возможны 27
вариантов профилей: ППП, ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, которые характеризуют
различные варианты "правшества"; ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛАП, ЛПА, ЛЛА,
ЛАЛ, ЛАА, характеризующие "левшество"; а так же ААА, АПП, АПА, ААП,
АПЛ, АЛП, ААЛ, АЛА, АЛЛ– отражающие приблизительное равенство левой и правой
рук (амбидекстрию) при различных соотношениях слуховых и зрительных функций. Для удобста
анализа испытуемых объединили в две группы – с левополушарной(ЛПП) и
правополушарной (ППП) порциальностью. 2) Далее в нашей
работе были исследованы осязательные функции рук школьников разного возраста и их
зависимость от особенностей функциональной ассиметрии больших полушарий мозга
испытуемых. Для этого использовался
метод К.Х. Кекчеева определения
разностных (дифференцированных- S) порогов при субъективной оценке
высоты, диаметра и толщины однородных по форме предметов. Тестирование
школьников по оценке высоты однородных предметов проведено с использованием
серии цилиндров одинакового диаметра, но разной высоты: 50,00; 49, 89; 48,81; 46,74;
45,70; 44,69 мм. Для оценки
диаметра однородных предметов использовались серия дисков одинаковой толщины и разного диаметра:
27,35; 27,87; 28,38; 28,91; 29, 45; 30,00 мм. Различительные
пороги при оценке толщины однородных предметов определялись с помощью серии
дисков одинакового диаметра, но разной толщины:4,08 ;4,25 ;4,43; 4,61; 4,80 ;
5,00 мм. В
эксперименте участвовали школьники средней школы двух возрастных групп: 15
человек 15-16 лет, 12 человек 13-14 лет. Полученные данные сопоставлялись с
соответствующими показателями, выявленными на детях с ослабленным зрением. Оценку разностного порога осязательной
чувствительности производят по сумме разностей номеров эталонов в раскладке их
испытуемым: так, при правильной раскладке, а именно 1, 2, 3, 4, 5, 6, сумма
разностей следующих друг за другом номеров будет равна 5, но если порядок
раскладки будет неверным, например: 2, 4, 3, 1, 6, 5, то сумма разностей
окажется равной 11. Для получения шкальной оценки кинестетической
чувствительности полученную сумму разностей переводят в баллы:
Сумма разностей
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Баллы
|
100
|
90
|
80
|
70
|
60
|
50
|
40
|
30
|
20
|
10
|
0
|
Для определения уровня индивидуального,
разностного порога осязательной чувствительности полученные значения сравнивают
со среднестатистическими данными. Для параметров эталонов, использованных в
методике Кекчеева, автором приведены следующие средние значения для серий: длины..................................................................................
73,1 балла толщины
.............................................................................
65,3 балла диаметра.............................................................................
76,8 балла
средние
...............................................................................
70,2 балла
По
результатам исследований мы пришли к следующим выводам: - Осязательная способность рук у
школьников с нарушением зрения ниже, чем у обычных.
- Осязательная функция правой и левой
рук у учащихся с нарушением зрения существенно не отличается. У обычных школьников
преобладает осязательная способность правой руки.
- У депривированных школьников преобладает
левополушарная локализация осязательной функции для обеих рук. У обычных
школьников левополушарная локализация характерна для правой, а правополушарная
для левой рук.
- Динамичность ассиметрии осязательной функции рук
менее выражена у учащихся с нарушением зрения.
|