Воскресенье, 24.11.2024, 01:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кудряшовой В. А.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Разностные осязательные пороги у школьников с разными вариантами межполушарной функциональной ассиметрии
10.03.2014, 19:26

Введение.

Наши представления о предметах окружающего мира во многом определяются зрительным восприятием. Однако, с помощью зрительного восприятия мы не можем оценить объекты, сходные по форме, но отличающиеся размерами. При незначительной разнице размеров предметы лучше распознаются, если их потрогать, пощупать. Осязание – это сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при прикосновении к предметам и осуществлении с ними действий, важный сенсорный аппарат трудовой деятельности человека. Особенно велика его роль при выполнении операций, требующих большой точности.  Наибольший интерес  в современной физиологии занимают исследования  взаимосвязи сенсорных систем  с полушариями головного мозга и их ассимериями. Именно эти факты и обосновывают выбор темы этой работы  и её актуальность.

Проблема: учет разностных осязательных порогов с  разными вариантами межполушарной функциональной ассиметриия является важным условием для упешности обучения.

Степень изученности проблемы:

В возрастной физиологии еще недостаточно исследованы сенсорные функции рук и их взаимосвязь с особенностями функциональной межполушарной асимметрии у детей. В большой мере изучено осязание, основу которого составляют тактильные и двигательные сенсорные системы. Менее всего разработаны асимметрии тактильных функций, играющих значительную роль в осязании [1].

Цель: изучить взаимосвязь разностных осязательных порогов с ассиметриями мозга

Задачи.

1. Определить доминирующее полушарие мозга у учащихся разных возрастных групп.

2. Провести тестирование по определению осязательных функций рук школьников разного возраста и их зависимость от особенностей функциональной асиметрии больших полушарий мозга.

3. Провести сравнение  показателей осязательных порогов  учащихся с разным зрением.

Гипотеза: если провести  учет разностных осязательных порогов с  разными вариантами межполушарной функциональной ассиметриии, то это может являться важным условием для успешности обучения.         

Теоретическая и практическая значимость работы:

С возрастом   при всех вариантах ассиметрии осязательная  чувствительность как правой так и левой руки возрастает. В процессе развития осязательной функции просматривается этапная тенденция становления функциональной асимметрии. Если учащиеся имеют нарушения зрения, то осязательная способность рук у них снижена. Эти данные  необходимо знать для  оптимизации условий обучения в школе.           

Время проведения наблюдений и исследований: сентябрь – январь 2013-2014 г.

Методы исследования:

1.Экспериментальный.

 Проводилось исследование по определению разных ассиметрий головного мозга и разностных осязательных порогов  учащихся разных возрастных групп с разным зрением.

2.Сравнительный.

Проводилось сравнение разностных осязательных порогов  учащихся разных возрастных групп с разным зрением  и  их связь с функциональными ассиметриями  больших полушарий мозга.

3. Анализ литературы.

Объекты исследования: учащиеся школы разного возраста(13-14 лет и 15- 16 лет)

Методика исследований.

1) Первоначально нами были определены функциональные ассиметрии мозга учащихся. Для этого использовали метод определения доминирующего полушария мозга по методике Н.Н. Брагиной  и Т.А. Доброхотовой (см. Приложение).

Все проявления асимметрии рассматриваются в трёх совокупностях: моторной, сенсорной, зрительной асимметриях.

На основании результатов полученных при анкетировании и выполнении проб по каждому типу асимметрии подсчитывается коэффициент латерализации признака по следующей формуле [1]:

Кпр = (Еп-Ел)/(Еп+Ел+Ео) х 100%,

            где Кпр – коэффициент правой руки;

Еп – количество действий, выполняемых правой рукой;

Ел – количество действий, выполняемых левой рукой;

Ео – количество, действий выполняемых, правой и левой рукой в равной степени.

Аналогично вычисляется коэффициент для ведущих ноги, глаза, уха и глаза. Если коэффициент латерализации признака больше +15, это говорит о преобладании правой функции, меньше –15 – преобладает левая функция. Если он находится в интервале от –15 до +15, значит испытуемый – амбидекстр по данной функции.

На основании значений коэффициентов асимметрий формируется профиль латеральной организации по схеме: мануальное предпочтение – слуховое предпочтение – зрительное предпочтение (каждый вариант асимметрии характеризуется определенным сочетанием буквенных обозначений, где П – преобладание правых функций над левыми, А – их равенство, Л – преобладание левых функций над правыми: например, тип праворукий – правоухий – правоглазый обозначается как ППП.

          По соотношению трех видов асимметрий, по этой схеме теоретически возможны 27 вариантов профилей: ППП, ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, которые характеризуют различные варианты "правшества"; ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛАП, ЛПА, ЛЛА, ЛАЛ, ЛАА, характеризующие "левшество"; а так же ААА, АПП, АПА, ААП, АПЛ, АЛП, ААЛ, АЛА, АЛЛ– отражающие приблизительное равенство левой и правой рук (амбидекстрию) при различных соотношениях слуховых и зрительных функций.

Для удобста анализа испытуемых объединили в две группы – с левополушарной(ЛПП) и правополушарной (ППП) порциальностью. 

2) Далее в нашей работе были исследованы осязательные функции рук школьников разного возраста   и их зависимость от особенностей функциональной ассиметрии больших полушарий мозга испытуемых.  Для этого использовался метод  К.Х. Кекчеева определения разностных (дифференцированных-    S) порогов при субъективной оценке высоты, диаметра и толщины однородных по форме предметов. Тестирование школьников по оценке высоты однородных предметов проведено с использованием серии цилиндров одинакового диаметра, но разной высоты: 50,00; 49, 89; 48,81; 46,74; 45,70; 44,69 мм.

Для оценки диаметра однородных предметов использовались серия дисков  одинаковой толщины и разного диаметра: 27,35;  27,87;  28,38; 28,91; 29, 45; 30,00 мм.

Различительные пороги при оценке толщины однородных предметов определялись с помощью серии дисков одинакового диаметра, но разной толщины:4,08 ;4,25 ;4,43; 4,61; 4,80 ; 5,00 мм.

В эксперименте   участвовали школьники  средней школы двух возрастных групп: 15 человек 15-16 лет, 12 человек 13-14 лет. Полученные данные сопоставлялись с соответствующими показателями, выявленными на детях с ослабленным зрением.  

Оценку разностного порога осязательной чувствительности производят по сумме разностей номеров эталонов в раскладке их испытуемым: так, при правильной раскладке, а именно 1, 2, 3, 4, 5, 6, сумма разностей следующих друг за другом номеров будет равна 5, но если порядок раскладки будет неверным, например: 2, 4, 3, 1, 6, 5, то сумма разностей окажется равной 11. Для получения шкальной оценки кинестетической чувствительности полученную сумму разностей переводят в баллы:

Сумма разностей

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Баллы

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Для определения уровня индивидуального, разностного порога осязательной чувствительности полученные значения сравнивают со среднестатистическими данными. Для параметров эталонов, использованных в методике Кекчеева, автором приведены следующие средние значения для серий:

длины.................................................................................. 73,1 балла

толщины ............................................................................. 65,3 балла

диаметра............................................................................. 76,8 балла

средние ............................................................................... 70,2 балла


По результатам исследований мы пришли к следующим выводам:

  1.    Осязательная способность  рук  у школьников с нарушением зрения ниже, чем у обычных.
  2.  Осязательная функция правой и левой  рук у учащихся с нарушением зрения существенно  не отличается. У обычных школьников преобладает осязательная способность правой руки.
  3.  У депривированных школьников преобладает левополушарная локализация осязательной функции для обеих рук. У обычных школьников левополушарная локализация характерна для правой, а правополушарная для левой рук.
  4.  Динамичность ассиметрии осязательной функции рук менее выражена у учащихся с нарушением зрения.

Категория: Мои файлы | Добавил: Глобула
Просмотров: 831 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Поиск