В исследовании принимали участие учащиеся 9- б класса. В классе 21 человек, из них 11 девочек и 10 мальчиков.В исследовании были использованы следующие методики:1 Определение типов темперамента по Айзенку Г.
2 Определение личной тревожности по Спилбергеру.При определении проявления типов темперамента по Айзенку Г. испытуемым предлагалось ответить на 56 вопросов и в бланке для ответов соответствующего вопросу номера поставить "+" если ответ "Да", и « - « если ответ "Нет". Перед тестированием испытуемые получали инструкцию представить типичные ситуации и дать ответ без долгих раздумий. После выполнения теста ребята подсчитали количество положительных ответов в каждой группе, состоящей из 14 утверждений.
При получении результата от10 до 14 плюсов в каком-либо разделе говорит о яркой выраженности данного типа темперамента.
5-9 положительных ответов свидетельствуют о том, что черты этого типа присущи в значительной степени.
4 плюса и менее указывают на малую степень выраженности типа темперамента; очевидно, его роль незначительна.
Первые 14-ть утверждений описывают холерика.
Вторые 14-ть сангвиника, третьи флегматика, а последние меланхолика.
Пример сангвиника.
Марат, ученик класса, 15 лет.
Очень живой, непоседливый. На уроке ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается новым. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. На интересных для него уроках истории, литературы он проявляет большую настойчивость, энергию и работоспособность. На «неинтересных» уроках, например алгебре, геометрии, совершенно не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Чувства и настроения его очень изменчивы. Легко привыкает к новой обстановке и новым требованиям.
Холерик.
Пример.
Саша, ученик класса, 14 лет.
Выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями, На любой вопрос преподавателя готов отвечать не подумав и потому часто отвечает невпопад. Объяснение учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Он несдержан, вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив.
Флегматик.
Пример.
Катя, ученица класса, 14 лет.
В классе сидит спокойно, вне урока она молчалива и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, растрогать, или рассердить. Она очень нетороплива и медлительна в походке и движениях. На вопросы учителя она отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя урок она знает), вызывает другую. С подругами сходится трудно, в то же время очень привязчива; не может забыть старых подруг.
Меланхолик.
Пример.
Ваня, ученик класса, 15 лет.
На уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит к руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, Ваня обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как он смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств.
Вывод: Из проведенных исследований видно, что среди одноклассников по типу темперамента преобладают сангвиники.
Тест определения уровня личностной тревожности по Спилбергеру включал 20 вопросов, на которые испытуемым предлагалось ответить и в бланке для ответов к опроснику поставить цифру, соответствующую выбранному варианту. Перед тестированием испытуемые получали инструкцию выбрать один из четырех предложенных вариантов ответов в зависимости от того, как они себя чувствуют обычно.
Для выявления уровня личной тревожности использовалось тестирование
и оценивалась по следующим параметрам:
Прямые вопросы - 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20
Обратные вопросы - 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19
ЛТ = сумма прямых - сумма обратных + 35
Критерии оценки уровня ЛТ 20-30- низкий уровень
31-45 - средний уровень
46-80 - высокий уровень
Диаграмма полученных результатов по изучению уровня личной тревожности.
Вывод: Из проведенных исследований видно, что для большинства одноклассников характерен средний уровень личностной тревожности ( это сангвиники), высокий уровень тревожности имеют меланхолики и флегматики, низкий- холерики.
Заключение.
Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни. Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Тест по выявлению уровня личной тревожности. ( по Спилбергеру. )
1
Я спокоен
2Мне
не хочется узнать, докопаться до истины
3
Я разъярен
4
Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе
5Я
напряжен
6
Я испытываю любопытство
7
Мне хочется стукнуть кулаком по столу
8
Я стараюсь получить только хорошие и отличные оценки
9
Я раскован
10
Мне интересно
11
Я рассержен
12
Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе
13
Меня волнуют возможные неудачи
14
Мне кажется, что урок никогда не кончится
15
Мне хочется на кого- нибудь накричать
16
Я стараюсь все делать правильно
17Я
чувствую себя неудачником
18
Я чувствую себя исследователем
19
Мне хочется что- нибудь сломать
20
Я чувствую, что не справляюсь с заданиями
21
Я взвинчен
22
Я энергичен
23
Я взбешен
24
Я горжусь своими школьными успехами
25
Я чувствую себя совершенно свободно
26
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
27
Я раздражителен
28
Я решаю самые трудные задачи
29
Мне не хватает уверенности в себе
30
Мне скучно
31
Мне хочется что-нибудь сломать
32
Я стараюсь не получить двойку
33
Я уравновешен
34
Мне нравится думать, решать
35
Я чувствую себя обманутым
36
Я стремлюсь показать свои способности и ум
37
Я боюсь
38
Я чувствую уныние и тоску
39
Меня многое приводит в ярость
40
Я хочу быть среди лучших
Тест№1 по выявлению типа
темперамента.( по Айзенку Г.)
Подтвердите или
опровергните приведённые утверждения.
ВЫ:
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Решительны и инициативны.
5. Упрямы.
6. Находчивы в споре.
7. Работаете рывками.
8. Склонны к риску.
9. Незлопамятны и необидчивы.
10.Обладаете быстрой, страстной речью.
11.Неуравновешенны, склонны к
горячности.
12.Нетерпимы к недостаткам.
13.Неустанно стремитесь к новому.
14.Склонны к резким сменам настроения.
15.Веселы, жизнерадостны.
16.Энергичны, деловиты.
17.Часто не доводите дело до конца.
18.Склонны переоценивать себя.
19.Неустойчивы в интересах и
склонностях.
20.Легко приспосабливаетесь к различным
обстоятельствам.
21.Быстро включаетесь в новую работу и
быстро переключаетесь.
22.Вам не нравится однообразие,
буднично-кропотливая работа.
23.Вы общительны и отзывчивы.
24.Обладаете громкой, быстрой,
отчётливой речью.
25.Сохраняете самообладание в неожиданных,
сложных ситуациях.
26.Быстро засыпаете и просыпаетесь.
27.Часто несобранны, проявляете
поспешность в решениях.
28. Склонны часто отвлекаться.
29.Спокойны и хладнокровны.
30.Последовательны и обстоятельны в
делах.
31.Осторожны и рассудительны.
32.Умеете ждать.
33.Молчаливы, не любите попусту болтать.
34.Обладаете спокойной речью без резко
выраженных эмоций.
35.Не растрачиваете попросту сил.
36.Придерживаетесь распорядка в жизни,
системы в работе.
37.Маловосприимчивы к одобрению и
порицанию.
38.Медленно включаетесь в новую работу и
переключаетесь с одной на другую.
39.Ровны в отношениях со всеми.
40.Любите аккуратность и порядок.
41.С трудом приспосабливаетесь к новой
обстановке.
42.Инертны, малоподвижны.
43.Стеснительны, застенчивы.
44.Теряетесь в новой обстановке.
45.Не верите в свои силы.
46.Легко переносите одиночество.
47.Чувствуете подавленность и
растерянность при неудачах.
48.Склонны уходить в себя, замыкаться.
49.Быстро утомляетесь.
50.Обладаете слабой тихой речью, иногда
снижающейся до шепота.
51.Невольно приспосабливаетесь к
характеру собеседника.
52.Впечатлительны до слезливости.
53.Предъявляете высокие требования к
себе и окружающим.
54.Склонны к подозрительности.
55.Болезненно чувствительны и легко
ранимы.
56.Стремитесь вызвать сочувствие и
помощь у окружающих.
Ключ к тесту.
Теперь подсчитайте
количество положительных ответов в каждой группе, состоящей из 14 утверждений.
1. Если Вы подучили от10 до 14 плюсов в
каком-либо разделе, то это говорит о яркой выраженности данного типа
темперамента.
2. 5-9 положительных ответов
свидетельствуют о том, что черты этого типа присущи Вам в значительной степени.
3. 4 плюса и менее указывают на малую
степень выраженности типа темперамента; очевидно, его роль незначительна.
Первые 14-ть утверждений
описывают холерика. Вторые 14-ть ¾ сангвиника, третьи ¾
флегматика, а последние ¾ меланхолика.
|