Среда, 27.11.2024, 19:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кудряшовой В. А.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Жизнь по биологическим часам
20.12.2010, 20:29
Жизнь по биологическим часам.
Идут часы, и мы идем,
И в этом наша суть,
И каждый с временем вдвоем:
Проходит весь свой путь.
А. Дольский
 Введение.
Жизнь современного человека проходит в суете. Мы вечно куда-то спешим и опаздываем, спим недостаточно и перекусываем на бегу. Мы перекраиваем свои естественные потребности, как считаем нужным: солнечный день закончился – продлим его искусственным освещением, а для экономии электричества введем «летнее время». Мы забываем, что человек – часть природы, а значит, хотим мы этого или нет, подчиняется ее ритму. Последствия такой забывчивости – нарушения сна, упадок сил, депрессия…
Актуальность темы.
По распространенному убеждению, в жизни человека чередуются черные и белые полосы. Если сегодня ты огорчен, тебя преследуют неудачи, самочувствие все ухудшается, то вскоре надо ждать какого-то просветления. Конечно, не всегда это так, но некоторая закономерность все равно есть. А чем же эти белые и черные полосы определяются? От чего на самом деле зависит наше состояние и самочувствие? Определяющую роль в этом играют биоритмы человека. Многочисленными исследованиями ученых установлено, что биоритмы - один из важнейших механизмов приспособления организма к окружающей среде. Организм подростков очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и нуждается в эффективных средствах защиты. К таким средствам относится рациональный режим дня. Распорядок дня строится с учетом биоритмов.
 
 
 Гипотеза: если выяснить влияние биоритмов на учебный процесс, то можно разработать оптимальный режим труда и отдыха для учащихся с разным типом биоритма с целью повышения их успеваемости. Цель работы: изучить влияние биоритмов на учебный процесс учащихся старших классов и разработать оптимальный режима труда и отдыха с разным типом биоритма.
 
Задачи работы.
1. Определить к какому типу биологического ритма относятся учащиеся класса.
 2. Изучить влияние биоритмов (физического, умственного, эмоционального) на успеваемость учащихся.
3. Выяснить, какой режим труда и отдыха имеют дев
ятиклассники.
4. Составить рекомендации оптимального режима труда и отдыха с учетом разного типа биоритма.
Основная часть.
Биологические ритмы – циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организму возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Только при исправности этого механизма возможны полноценная жизнь, сохранение здоровья и продление жизни. Этими проблемами занимается наука хронобиология (от греческого chronos – время). Основателями этой науки являются западные ученые: Герман Свобода, Вильгельм Флисс и Фридрих Тельчер. Они изучали суточные, сезонные, годовые циклы и их влияние на организм человека около ста лет назад. На сегодняшний день учеными зафиксировано более 500 различных биоритмов, в соответствии с которыми функционирует человеческий организм. Одни биоритмы можно отследить только с помощью высокотехнологичных приборов, другие требуют многолетних научный исследований, но есть ряд биоритмов, изученных достаточно хорошо. Возникновение биоритмов теснейшим образом связано с ритмическими процессами в природе. Это – движение небесных тел, смена времен года, дня и ночи, морские приливы и отливы, солнечная активность, физиологические процессы и т.д. Основные ритмы в природе, наложившие свой отпечаток на все живое на Земле, возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам.
Солнечные сутки (свет – темнота) – 24 часа.
Лунные сутки (приливы и отливы) – 24,8 часа.
Звездные сутки – 29,5 суток (строго согласованы с фазами Луны). Классификация биоритмов.
В целом биоритмы подразделяются на адаптивные и неадаптивные. Адаптивные биоритмы позволяют человеку приспособиться к условиям внешней среды, синхронизировать физиологические процессы с требованиями окружающего мира. К адаптивным биоритмам относятся следующие ритмы.

Многолетние ритмы.
О многолетних ритмах, действующих внутри человеческого организма пока имеется очень мало информации. Наверное нет человека, который не был бы знаком с китайским календарем: год свиньи, год лошади, год собаки… Однако мало кому известно, что этот календарь имеет под собой гораздо более серьезную основу, чем кажется на первый взгляд. На самом деле этот календарь представляет собой описание жизненного цикла человека: от младенчества до старости. В соответствии с этим календарем каждые 12 лет (плюс/минус 2-3 года) в нашем организме происходит перестройка энергетической системы, переводя нас на следующую ступень жизненного цикла. Первый 12-летний период характеризуется интенсивным физическим ростом и адаптацией к внешнему миру. Это довольно сложный период: как правило, до 12 лет дети много болеют. Вторая фаза цикла длится примерно до 24-х лет. И хотя обнаружить какие-либо изменения в этот период довольно сложно, вполне очевидно, что после 24 лет у людей меняется жизненный уклад, они заводят семью и остепеняются. Следующий 12-летний период еще довольно благополучный, хотя многие уже обнаруживают у себя те или иные заболевания, которые начинают ярко проявляться или обостряться по окончании четвертого периода – 48 лет. В 60 лет цикл завершается полностью и начинается новый цикл. Человек снова вступает в самую сложную фазу – первое 12-летие. Считается, что примерно после 75 лет, когда заканчивается первый самый сложный 12-летний цикл, вероятность заболеваний уменьшается. Годовой ритм.
Годовой ритм обусловлен вращением Земли вокруг Солнца, благодаря чему на нашей планете происходит смена сезонов года. В течение этого цикла изменяются параметры температуры, влажности, аэронизации воздуха и многие другие. Активность человека также меняется со сменой времен года. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Причем самой плодотворной из четырех времен года является осень. С интервалом 9-14 лет на Солнце многократно увеличивается количество темных пятен, вспышек, вихрей, протуберанцев- колоссальных выбросов разряженной солнечной матери. Эти явления увеличивают приток к Земле солнечной энергии, электронов, протонов и других заряженных частиц. В результате усиливается циркуляция атмосферы Земли, повышается температура морской воды и интенсивность течений, наблюдаются более частые магнитные бури, мощные грозы, облачные фронты. Цикличности Солнца подчинены эпидемии гриппа, чумы, холеры, ящура, массовые размножения саранчи, ядовитых жуков- каракуртов, вредной черепашки. Ритмически меняется развитие морских водорослей, коралловых полипов, планктона. Месячный ритм.
Следующий важный биоритм – месячный. Однако измеряется он не нашим календарным месяцем – в природе нет процессов, совпадающих по своим циклам с октябрем или мартом. Под месячным биоритмом подразумевается лунный цикл, длительность которого составляет 29,5 суток. Лунный цикл оказывает огромное влияние на все процессы, протекающие на нашей планете: морские приливы и отливы, периоды размножения у животных, интенсивность поглощения кислорода растениями и т. д. Луна влияет и на человека, особенно отчетливо изменение фаз Луны чувствует люди, испытывающие проблемы со здоровьем. Например, в дни новолуний, когда гравитационное воздействие Луны на оболочку Земли особенно сильно, увеличивается количество рецидивов заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижается активность головного мозга, возрастает число психических нарушений. В нашей стране сейчас мало кто знает о влияние фаз Луны на состояние организма, а вот в Индии и Китае лунный цикл внесен в гражданский календарь.
Недельный ритм.
Довольно очевидно, что в жизни каждого учащегося или работающего человека существует недельный биоритм. Однако, нигде в природе нет цикла, период которого приблизительно равен семи дням. Недельный цикл – творение человека, мы привыкли к нему, сжились с ним. Безусловно, наши предки, жившие тысячи лет назад, были мудрецами, придумав чередования 6 дней работы и 1 дня отдыха – сегодня именно в недельном цикле изменятся работоспособность человека. В понедельник она низкая, во вторник, среду и четверг – высокая, в пятницу и субботу снова снижается, а в воскресенье начинает постепенно расти.
Суточные ритмы.
Ведущая роль среди всех биоритмов, безусловно, принадлежит суточному или циркадному циклу, обусловленному вращением Земли вокруг своей оси. Большинство процессов и реакций, протекающих в организме, повинуются именно этому ритму. Суточная периодичность жизненных функций организма является врожденным свойством, однако, иногда некоторые изменения в этом ритме могут произойти под влиянием социальных факторов. Руководит этим циклом свет. Соответственно, когда он есть – организм находится в активной фазе, когда нет – скорость физиологических процессов снижается. Основные суточные ритмы активности органов и систем, эндокринных желез, клеток учеными уже установлены. Именно нарушение циркадных ритмов является первопричиной многих заболеваний.

В течение всей жизни с самого рождения нас сопровождают три биоритма (неадаптивные), движущихся подобно медленным внутренним часам:
- физический ритм (продолжительность - 23 дня);
- эмоциональный ритм (продолжительность - 28 дней);
- интеллектуальный ритм (продолжительность - 33 дня).
Каждый из этих ритмов на половине своей длины достигает наивысшей фазы. Затем он резко опускается вниз, достигает исходного пункта (критической точки), и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается наверх, где начинается новый ритм.

ФИЗИЧЕСКИЙ БИОРИТМ. Физический биоритм человека влияет на такие качества как выносливость, скорость, мышечная сила, быстрота реакции. Этот биоритм связан с физиологическими процессами человеческого организма: пищеварением, обменом веществ. Физический биоритм наиболее ощущаем спортсменами, строителями, шахтерами. В высшей фазе человек чувствует прилив сил и выносливости, что позволяет ему выполнять больший объем работы. В критические дни могут возникнуть проблемы со здоровьем, высок риск травматизма. Для отрицательной фазы характерен упадок сил. Повышенная утомляемость и отсутствие аппетита. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БИОРИТМ влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИОРИТМ человека влияет на умственные способности: логику, обучаемость , абстрактное мышление. Учителя, адвокаты, бухгалтера хорошо чувствуют этот ритм. В фазе подъема: высокие аналитические способности, поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усвоение информации. В такие дни легко решаются кроссворды, головоломки. Высока способность предсказания результатов игр. Критические дни интеллектуального биоритма сказываются на мыслительной деятельности. Снижается способность к прогнозированию. Ослабевает скорость реакции и концентрация внимания. Основная характеристика фазы спада интеллектуального биоритма- быстрая умственная утомляемость, вплоть до головной боли. В такие дни не рекомендуется активно заниматься деятельностью, требующей напряженной умственной нагрузки.
Режим дня и биоритмы. Многие гигиенические рекомендации по рациональному режиму дня основаны на знании суточных ритмов. На биоритмы могут оказывать неблагоприятное воздействие различные факторы. Например, социальные факторы. К ним относятся: • увеличение времени бодрствования за счет искусственного удлинения светового дня, просмотра радио- и телепередач; • увеличение времени напряженного бодрствования - в результате возрастания учебной нагрузки и школе и домашних заданий: • более частые стрессовые нагрузки вследствие интенсивного учебного и производственного труда. Накопленные наукой теоретические знания о биоритмах, закономерностях их проявлений, их пластичности, т.е. способности приспосабливаться, помогать организму адаптироваться к условиям среды, имеют важное практическое значение. Знание этих закономерностей, их учет дают возможность разработать режим жизни, труда и отдыха- при которых достигается соответствие биологических ритмов социальным условиям. Организм подростков очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, следовательно, особенно нуждается в эффективных средствах защиты. К таким средствам относится рациональный режим дня. Объясняется это не только тем, что распорядок дня строится с учетом биоритмов, но и те, что соблюдение изо дня в день одних и тех же часов сна, приема пищи, занятий утренней гимнастикой и т.д. ведет к выработке рефлекса на время, формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головною мозга. В течение суток наблюдаются три дважды повторяющихся периода биоритмов по 4 часа каждый.
1. Период «тяжести, покоя и влаги». Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса. На нас он отражается покоем. Это наиболее благоприятный период для первого приема пищи.
2. 10–14 часов. В это время нам особенно хочется есть, пища полноценно переваривается.
3. 14–18 – часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом. Даже плод (ребенок) к вечеру делает больше движений, чем днем.
4. 18–22. Человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений.
5. 22–02. Чаще всего снятся «вещие» сны, появляется также аппетит.
6. 02–06. Если встать с постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть. В понятие режим, входят: • длительность • организация • распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи.
Различают следующие виды деятельности школьников:
1. учебная 2. трудовая 3. профессиональная 4. спортивная
 Отдых в свою очередь разделяется на: • пассивный • активный
Врачи выделяют в режиме школьника 6 основных компонентов: • сон • пребывание на открытом воздухе • учебная деятельность • отдых • прием пищи • личная гигиена
 
 Экспериментальная часть.
Я заинтересовалась вопросом, влияют ли вышеописанные биоритмы на учебный процесс. Мною было проведено анкетирование среди учащихся 9 «А», (вопросы анкеты в приложении №1) и определила к какому биологическому типу (голуби, жаворонки, совы) они относятся. Были получены следующие результаты: Всего учащихся в классе: 20 учащихся «голубь» - 15 учащихся = 75% «жаворонок» - 2 учащихся = 10% «сова»- 3 учащихся = 5% Далее я проследила взаимосвязь между типом биоритма и успеваемостью учащихся за четыре
последних года.
 
Были получены следующие результаты:
Обозначения: «5» - учащиеся, имеющие отличные успехи в обучении за весь учебный год. «4» - учащиеся, имеющие хорошие успехи в обучении за весь учебный год. «3» учащиеся, имеющие удовлетворительные успехи в обучении за весь учебный год.
Выводы: из таблицы видно, что лучшую успеваемость за все годы обучения имеют учащиеся с типом биоритма «голубь», т.к это тот тип людей, который может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Также более мобильны люди с типом биоритма «жаворонки». «Жаворонки»- это те люди, которые просыпаются рано и сразу же могут приступить к работе, их пик активности совпадает с учебной нагрузкой. «Сов» в нашем классе меньше всего. «Совы»- это та категория людей, которым, напротив, нужно больше времени, чтобы начать работать и им трудно сконцентрироваться утром, а вечером они бодры и полностью работоспособны.

Действительно ли биоритмы влияют на учебный процесс? Я рассчитала индивидуальные биоритмы трех учащихся на месяц с разной успеваемостью, используя методику Ю.Ф. Кузнецова (см. Приложение№2). Типы биоритма у трех испытуемых тоже были разные (Анна- « голубь», Олеся-« жаворонок», Екатерина- « сова»). По опросу ребят я старалась узнать перед самостоятельными, контрольными, тестами их самочувствие. Оказалось, что когда биоритмы вверху все чувствовали себя уверенно, хорошо, энергии было много. Когда биоритмы находились в критической или нижней точке, то у испытуемых наблюдался упадок сил, нервозность, вялость перед предстоящей проверочной работой. В дни понижения эмоционального цикла наблюдалось снижение успеваемости. Результаты индивидуальных биоритмов.
1. По типу биоритма я являюсь-« голубем»
Выводы: из данной диаграммы видно, что в декабре у меня наблюдалось повышение эмоционального цикла. В интеллектуальном и физическом циклах наблюдалось понижение. В эти дни я чувствовала себя уверенно, энергии было достаточно для выполнения всех проверочных работ в школе, за это время мною были получены «4», «5», но « 4» было больше чем обычно. Это был конец четверти, наблюдалась физическая усталость. Таким образом, составленный биоритм полностью подтвердился с моей успеваемостью и самочувствием.

Олеся-« жаворонок»

Выводы: из данной диаграммы видно, что в декабре у Олеси наблюдался рост эмоционального и физического циклов, в интеллектуальном цикле – снижение. В период с 21-26 декабря у нее наблюдались частые перепады настроения, эмоциональное возбуждение. В учебе наблюдалось снижение успеваемости. За этот период были получены «3» по русскому языку, алгебре, химии, хотя успеваемость в предыдущие дни по эти предметам была выше.
Екатерина- « сова»

Выводы: из данной диаграммы видно, что в декабре у Кати наблюдалось повышение эмоционального цикла, в интеллектуальном и физическом цикле наблюдалось понижение. В последние дни декабря у нее наблюдалась сильная усталость (конец четверти совпал со снижением физического цикла), она болела. Успеваемость не совпала со снижением интеллектуального цикла графика. Как можно повысить успеваемость учащихся с учетом типа биоритма? Немало важную роль играет разработка оптимального режима труда и отдыха для учащихся школы. Я решила выяснить, какой режим труда является нормой и что имеют учащиеся в действительности, составить собственные рекомендации оптимального режима труда и отдыха с учетом разного типа биоритма, с целью повышения успеваемости учащихся.
 
Как видно из таблицы, с возрастом увеличивается учебная нагрузка, больше времени отводится на выполнение домашних заданий. Одновременно увеличивается время, затраченное на внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно полезный труд, курсы и т.д.), которые выбираются по собственному желанию и потребности школьника. Соблюдение длительности основных компонентов режима является обязательным условием правильного его построения, но не решает полностью проблемы профилактики переутомления. Не менее важно рационально распределить в течение суток компонентов режима, определить их чередование. Приведем в качестве примера схему полноценного режима дня учащихся старших классов, где правильно чередуются различные виды деятельности (табл.2) Таблица № 2 Режим дня учащихся старших классов общеобразовательной школы Компоненты режима1-я смена
Подъем, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ), уборка постели. умывание6.3 0-7.00
Завтрак7.00 -7.30
Дорога в школу (прогулка)7.30 -7.50
Учебные и факультативные занятия в школе8.00 -14.30
Дорога из школы домой (прогулка)14.30-15.00
Обед15.00-15.30
Прогулка, подвижные игры на воздухе15.30-17. 00
Приготовление домашних заданий17.00-20.00
Ужин и занятия по интересам (чтение, музыка и др.)20.00-22.00
Приготовление ко сну (проветривание комнаты, вечерний туалет, умывание)22. 00-22.30
В действительности, режим труда и отдыха в школе отличается от оптимального. Это доказывает результаты опроса. Таблица № 3 Результаты опроса, проведенного среди учащихся 9 классов 1. Сколько времени ежедневно занимает выполнение домашних заданий Будние дни1 -2 часа2-3 часа3-4 часа4-5 часов5-6 часовбольше
6,7 %20%26, 7 %0%6, 7 %13.3%
воскресные1-2 часа2-3 часа3-4 часа4-5 часов5-6 часовбольше
13.3% 26.7 % 20% 6.7 % 26.7 % 8.36.7%
2. Сколько времени в день уходит на отдых Будние дни1-2 часа 2-3 часа 3-4 часа 4-5 часов 5-6 часов больше
58.3 % 41.7% 20%
воскресные 6.7 % 13.3 % 33.3 % 6.7 % 33.3% 6.7 %
3. Сколько времени отнимают занятия спортом Будние дни 0.5-1 ч. 1-1, 5ч. 2-2.5 ч. 3-3.5 ч.
66.6 % 26.7 % 6.7 %
воскресные 80% 13.3% 6.7 %
4. В какое время ложатся спать Будние дни 21-22 ч. 22-23 ч. 23-0 ч. 1-2 ч. больше
6.7 % 40% 58, 3 % 6.7 %
воскресные 6.7 % 33.3 % 33.3 % 26.7 %
5. В какое время встают Будние дни 6-7 ч. 7-8 ч, позднее
33,.3 % 66.7 %
воскресные 7-8 ч. 8-9 ч. 10-11 ч. 11 -12 ч. позднее
6.7% - 26.7% 40 - 26.6 %
6. Высыпаются ли учащиеся
да нет
26 1.7 % 73.3 %
7. Болели ли в 1-ом семестре
да нет
46.7 % 53.3 %
8.Сколько учебных дней из-за болезни пропустили
1-3 дни 4-5 дней 1 неделя 2 недели
38.5% - 15.4% 15.4% - 30.77%
9. Болели ли в каникулы
да нет
26.7 % 73.3 %
10. Занимаются ли дополнительно вне школы на курсах, в кружках и т.д.
да нет
80% 20%
11. Сколько времени ежедневно занимают дополнительные занятия Будние дни 1-2 ч. 2-3 ч, 3-4 ч. 4-5ч.
50% 28.6 % 7% 14.4%
Воскресные дни 66.7 % 25% 8.3 %
12. Курят, пробовали употреблять алкоголь Да нет
33,3% 66.7 %
Выводы. 1 .Продолжительность сна у девятиклассников недостаточна, и время их отхода ко сну (особенно в воскресные дни) гораздо позже, чем это должно быть в норме не позже 23 ч.). Как следствие позднего засыпания уменьшается продолжительность сна от нормы 8-9ч., и следственно снижается сопротивляемость организма болезням и падает работоспособность. Исследованиями гигиенистов установлено, что у уч-ся, которые не досыпали в среднем 1-1.5ч. уровень работоспособности был снижен на 30%. Если у уч-ся сон отклонялся от нормы (8-9ч.) на 2-2.5ч., то на первых двух уроках в учебных заведениях работоспособность учащихся была очень низкой.
 2.Двигательная активность учащихся особенно в воскресные дни явно недостаточна. Отрицательные последствия гипокинезии проявляются в снижении сопротивляемости молодого организма инфекционным заболеваниям, развитию слабого сердца и т.д.
3. При анализе продолжительности приготовления домашнего задания выявлено две группы учащихся: • В первой группе показатель находится в норме (меньше 4 ч.); • Во второй группе (примерно 1/3 учащихся) выполнение домашнего задания превышает норму (более 5 ч.), особенно в воскресные дни.
Рекомендации.
 Учащимся: 1. После окончания учебных занятий рекомендуем в течение хотя бы получаса побыть на воздухе (суммарная двигательная активность должна ежедневно составлять не менее 2 ч.)
2. Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня: • К выполнению домашнего задания старайтесь приступать не позже 19ч. • Для рационального обучения советуем учитывать трудность предметов, используя шкалу трудности предметов, приложенную к работе. · Стремитесь к соблюдению временных рамок при выполнении домашних заданий (не более 4 ч,) • соблюдайте режим продолжения сна (не менее 8-8.5ч.) и правильного времени отхода ко сну (не позже 23ч.)
 3. Типовой режим дня рассчитан на « голубей», они легко настраивают себя по социальным часам: и встают, когда надо, и вовремя заснут. 4. Распорядок дня «жаворонков» и «сов» нуждается в корректировке, которая будет грамотно сочетать природные пики работоспособности с нагрузками социальными. И, прежде всего, с учебой. Для « жаворонков» рекомендуется: Перенести часы учебных занятий на утро. Стихи, которые многие рекомендуют учить перед сном, жаворонку просто необходимо повторить, собираясь в школу. Плотный завтрак. Посильные домашние и собственные дела рекомендуется сделать с утра (позавтракать, полить цветы, накормить или погулять с животными). Для « сов» рекомендуется: Домашние задания, сборку портфеля стоит сделать с вечера. Не рекомендуется делать зарядку
Итак, важнейший принцип корректировки типового режима - не ломать природный ритм ребенка, а действовать в такт с ним. Грамотно составленный распорядок дня сбережет не только время, но и энергию психическую и физическую.
 
Заключение.
 Таким образом, из проведенных мною исследований мне стало ясно, что биоритмы действительно влияют на учебный процесс, а также их необходимо учитывать при составлении оптимального режима труда и отдыха.
Несомненно, человеческая жизнь многообразна. Ее никогда не рассчитать по циклам и по дням. Но, с другой стороны, должен же человек иметь право попытаться понять, отчего в одном и том же состоянии он ощущает себя совершенно по-разному? Пожалуй, биоритмы действительно имеют место быть. С этим нельзя не считаться. Знание биоритмов и планирование деятельности в соответствии с ними, могло бы значительно улучшить качество жизни человека.
Список литературы.
1. Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» -М: Издательство Торговый дом « Грант», агенство « Фаир», 1997- 680 с.
2. Ужегов Г.Н. «Биоритм. Хорошие и плохие дни в вашей жизни»- Ростов, Феникс, 2000г. 3. Шапошниеова В.И., Левин М.Я, Левин В.Р. «Критические периоды в жизни человека». Ленинград 1975г.240с.
Категория: Мои файлы | Добавил: Глобула
Просмотров: 5492 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Поиск