Проблемы школьного стресса.
Введение. Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлящим. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба- это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность. Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности (В этом проявляется актуальность работы.) Я выбрала для изучения данную тему, так как сама часто подвергаюсь стрессовым воздействиям. Мне не хватает времени для подготовки домашнего задания, часто возникает чувство усталости и тревоги. Поэтому я захотела выяснить, как можно оградить себя от стрессовых воздействий. В своей работе я описала, как стрессовые ситуации влияют на здоровье человека, выяснила, что вызывает стресс у учащихся. Особое внимание уделяется изучению тревожности, как одной из причин школьного стресса. Объектом своего изучения я взяла учащихся 7 и 9 классов и проследила, как меняется их уровень тревожности, а также выяснила, как связана успеваемость учащихся с тревожностью. Из научной литературы я нашла много рекомендаций по снятию стрессовых воздействий. В ходе проведения эксперимента я выяснила, как помогает аутогенная тренировка и специальные дыхательные упражнения для снятия чувства тревожности и напряжения.
Цель работы: Изучить особенности проявления тревожности уч-ся 7,9 классов, как одной из причин школьного стресса.
Задачи: 1 Выяснить, какие причины вызывают стресс у учащихся 7, 9 классов и как меняется уровень самооценки личной тревожности среди учащихся 7, 9 классов. 2Теоретическое исследование о значении стресса в жизни человека и о его признаках. 3 Апробация комплексов упражнений по снятию тревожности и напряжения, составленных в ходе изучения соответствующей литературы.
Методы решения целей и задач: метод исследования, метод анализа и обобщения, метод описания.
Основная часть.
Глава 1. Общее понятие стресса.
Вряд ли были на свете люди, которые прожили свою жизнь без стрессов. Этот термин, получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление в XVII веке. английским ученым Роббером Гуком, который использовал этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Основоположником учения о стрессе является выдающийся канадский ученый Ганс Селье. В 1936 году Селье опубликовал результаты первых наблюдений за лабораторными красами, заложившие фундамент учения о стрессе. Он вводил крысам гормоны яичников, в результате этого у них наблюдалось разрастание коры надпочечников, угнетение и повреждение вилочковой железы и появление язв желудка. Те изменения, которые произошли в организме, были результатом реакции на внешние раздражения. Селье назвал эти изменения стрессом. В английском языке стресс означает напряжение. Причиной возникновения стресса могут являться болезненные переживания, которые происходят в нашей жизни, любое неприятное событие, тяжелое испытание или утрата, либо события, несущие радость. Любое значительное изменение в обыденном течении жизни может вызвать стресс. Но почему любые изменения в нашей жизни вызывают стресс? В первую очередь потому, что они часто нарушают привычный и удобный нам порядок жизни, предлагая взамен новые, неизвестные ситуации. Перемены разрушают старые связи, оставляя меньше времени на общение с привычными людьми, сокращает время, которое человек посвящает отдыху. Даже факторы внешней среды – жара, влажность, беспорядок, шум, толпа, - увеличивают чувство внутреннего напряжения и поэтому способствуют возникновению стресса. Даже такие, безобидные на первый взгляд вещи, как соблюдение диеты или изменение распорядка дня, тоже могут вызвать стрессовое состояние. С доисторических времен, когда пещерные люди жили под постоянной угрозой нападения, человеческое тело приобрело свойство реагировать на любое напряжение. Древний человек, сталкиваясь с опасностью, должен был отреагировать мгновенно: напасть или убежать. На отвлеченные размышления времени у него не было. Это так называемый первобытный, физиологический стресс. Рассмотрим, под какие виды стресса может попасть современный человек. . 1Существует физический и эмоциональный стресс. Если организм человека попадает под воздействие внешних факторов, и они вызывают ожоги, отравления, травмы, заболевания, то проявляется физический стресс. Эмоциональный стресс наблюдается тогда, когда на организм действуют психические факторы, вызывающие сильные эмоции. Этот стресс распространен повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает необщительный человек, попавший в большой 4 коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую, с незнакомыми. Вот несколько простых примеров влияния эмоционального стресса на состояние человека. Перед выступающими на трибунах, участниками важных совещаний принято ставить воду и стакан. Это связано с тем, что при стрессе уменьшается секреция слюны, и люди, испытывающие волнение во время выступления, часто ощущают, что у них пересохло во рту. При этом проявляются неконтролируемые сокращения мышц пищевода, когда могут возникнуть трудности с глотанием. Вода, как правило, помогает в этом случае. 2 « Культурный» стресс – он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать. Чаще всего такой стресс встречается в работе подчиненных при общении с начальством, а также может возникнуть при общении учителя и ученика. 3 Информационный стресс. Он возникает, когда у человека идет информационная перегрузка, человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. 4Стресс бездеятельности. Он возникает в том случае, когда человеку, привыкшему активно работать, оказывается, нечего делать, им овладевает скука. При постоянных стрессах у человека наблюдается выделение гормона норадреналина в кровь, а это вызывает хронический спазм капилляров желудка. Это препятствует выделению слизи, образующий барьер на стенках желудка, без которого соляная кислота разъедает слизистую оболочку, что приводит к образованию язвы желудка. Стрессы, вызывают многие недомогания и болезни: головную боль, мигрень, хронические боли в спине, язвы, астму, колиты, гипертонию и некоторые болезни сердца. Рост сердечно- сосудистых заболеваний и возникновение язвенной болезни в современном обществе связано с возросшими эмоциональными перегрузками, с увеличением стрессовых воздействий, которым подвергается человек в наше время. Стресс снижает способность иммунной системы противостоять болезням и уменьшает эффективность работы внутренних органов. Люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. Во время стресса мы склонны чаще курить, пить крепкий чай или кофе, употреблять алкоголь, стремясь взбодриться и преодолеть стрессовое состояние. Все эти вещества далеко не лучшим образом влияют на наш организм, и последствия этих воздействий также можно считать результатом стресса. По данным Института возрастной физиологии, примерно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья психического характера, а к концу первого класса таких детей становится 60-70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. У этого явления имеются несколько причин: некоторые дети плохо приспосабливаются к школьной жизни. 5 Если учащийся переходит из класса в класс, он лишается поддержки старых друзей, ему приходится привыкать к новым одноклассникам и педагогам. В развитии школьного стресса играет также сложность учебных программ, дополнительные внешкольные нагрузки. Школьная учеба – это постоянные контрольные работы, опросы. И главные школьные испытания – экзамены, которые проводятся как минимум дважды: в 9-м и 11- классах. Известно, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором, а экзамены часто накладываются на проблемы, связанные с подростковым возрастом. В этот период все обыденные школьные трудности ощущаются учащимся особенно остро. Из-за острой нехватки времени, сопровождающая школьную жизнь с первого до последнего года учебы, является причиной школьного стресса.
Глава 2 . Тревожность, как одна из причин школьного стресса.
Одним из проявлений школьных стрессов является наличие тревожности у учащихся. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания в общении и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка к этому переживанию. Существует два вида тревожности у школьников: 1) открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая – в разной степени не осознаваемая. Выделены три формы открытой тревожности. 1Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы. 2Регулируемая тревожность, при которой возможно самостоятельно вырабатывать достаточно эффективные способы устранения тревожности. 3Культивируемая тревожность – в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Формы скрытой тревожности встречаются в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается намного реже, чем открытая. При этом у учащихся не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным спокойствием. Это так называемое «неадекватное спокойствие». Вторая форма скрытой тревожности – «уход от ситуации» встречается достаточно редко. 6 Наиболее распространенными являются агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги). Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах. Спецификой этого типа является ярко выраженное чувство опасности, своеобразная смесь агрессии и тревоги. Тревожно-зависимый тип встречается в подростковом и юношеском возрастах. Он характеризуется повышенной чувствительностью к самочувствию другого человека, причем нередко выделяется какая-либо одна значительная фигура. Зависимость наиболее тесно связана с тревожностью, поскольку актуализируемое в этом случае чувство беспомощности, невозможности справиться с ситуацией, незащищенности порождает у человека потребность в помощи, поддержке со стороны других людей, чувство зависимости от них. С этим связано и то, что эта «маска» тревожности наиболее часто встречается в переходные периоды- 6-7, 13-14 лет.
Глава 3. Исследование самооценки уровня личной тревожности уч-ся 7, 9 классов. При выполнении работы мною были опрошены методом анонимного анкетирования 86 уч-ся 7, 9 классов. Опрос состоял из 2 анкет, которые были составлены при поддержке учителя. Анкета № 1 (см. Приложение) « Об актуальности выбранной темы» содержит 2 вопроса. При помощи 1 вопроса я выяснила: актуальна ли тема стресса в школе. Из другого вопроса стало ясно, в каких ситуациях школьники подвергаются стрессу.
Ребята называют следующие ситуации, которые вызывают у них стресс:
- зачеты
-контрольные работы
- волнение перед учителем
- оценки (особенно в конце четверти)
- осуждения одноклассников.
Анкета № 2 (см. Приложение) помогла выявить изменения уровня тревожности среди уч-ся 7, 9 классов. Анкета представляла для рассмотрения 5 вопросов. Анализ ответов на 1 вопрос помог выяснить, что 45% уч-ся 9 классов и 40% уч-ся 7 классов испытывают чувство тревоги. Проанализировав ответы на 2 вопрос, было замечено, что 95 % уч-ся 7 и 9 классов испытывают волнение по поводу учебных неудач. Чувство усталости проявляется у 86% уч-ся 9 классов и 81% уч-ся 7 классов. Результаты ответов на 4 вопрос показали, что 10% уч-ся 9 классов скучают в школе, а в 7 классах таких детей было 11% из числа опрошенных.
Таким образом, из приведенных цифровых данных видно, что:
1 Уровень тревожности к 9 классу повышается. Это связано, видимо с предстоящими выпускными экзаменами, для некоторых уч-ся с выбором жизненного пути.
2 Уч-ся, которые хорошо успевают в учебе меньше подвержены тревожности (с повышением качества учебы падает показатель тревожности)
Вывод: Уровень тревожности- это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу. У уч-ся, уверенных в себе, выносливых, спокойных отмечается низкий уровень тревожности, поэтому меньше подвержены школьным стрессам. 9 Со школьными стрессами можно научиться справляться, снизить уровень тревожности и предупредить невротические расстройства. Для дальнейшей экспериментальной работы была отобрана группа одноклассников, состоящая из 5 человек. Эти уч-ся часто испытывают волнение по поводу учебных неудач, страх перед контрольными работами, успеваемость в учебе - удовлетворительная. Каждому были предложены бланки: « Моя рабочая неделя». В них уч-ся отмечали результаты своей самооценки по проявлению признаков тревожности и напряжения. (см. Приложение) Для расслабления и снятия напряжения эти уч-ся в течение месяца, во время занятий ( на большой перемене) выполняли аутогенную тренировку и дыхательные упражнения (см. Приложение ), а для восстановления сил проводился массаж активных точек ( массаж мочек ушей, надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком, массаж переносицы и области» третьего века). Через месяц у большинства ребят прослеживались положительные результаты. Уменьшилось волнение по поводу учебных неудач, страх перед контрольными работами, менее болезненно стали реагировать на замечания учителей, повысилась уверенность в своих способностях. Таким образом, снизить уровень тревожности, а значит и справиться с последствиями школьного стресса может каждый уч-ся. Для этого необходимо иметь желание. В приложении собран материал, который поможет уч-ся справиться с проявлением школьного стресса.
Заключение.
К сожалению, стресс - обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Невозможно преуменьшать вред, наносимый подобным состоянием, ведь стресс снижает эффективность любой деятельности, стресс негативно воздействует на здоровье. Очевидно, что проблема стрессовых состояний была актуальна еще во времена каменного века, актуальной она остается и в наше время. Особенно в наши дни человек подвергается воздействию огромного количества факторов, способных вызвать подобные переживания. Надо отметить, что в настоящий момент существует очень большое количество методик, техник и даже длительных тренинговых программ, ориентированных на борьбу со стрессом. Поэтому каждый должен заботиться о своем здоровье и без лишних проблем для организма выходить из стрессовых ситуаций.
|